ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Пуйский приход расположен по обеим сторонам реки Пуи, в 25 верстах от впадения ее в Вагу, в 475 верстах от г. Архангельска, в 75 верстах от г. Шенкурска к югу, в 16 верстах от ближайшего Нижне Пуйского прихода и в 8 верстах от Тимоневского. В состав его входят 17 деревень, расположенных на 3 версты вверх по течению реки и на 9 верст вниз от приходских храмов; из них 6 находится на одном (правом) берегу и 11 на другом – левом при беспрепятственном, впрочем, сообщении с причтом и храмами. Жителей к 1 января 1894 г. состояло 1062 мужского полу и 1132 женского полу.
Когда основан Пуйский приход и кем достоверно неизвестно; только в 1624 г. в нем, как видно из документов, хранящихся в церковном архиве, была церковь во имя Св. Великомученика Георгия и при ней священник Афанасий Федоров. Поэтому можно предположить, что основание прихода относится к более раннему времени. До времени учреждения Архангельской епархии описываемый приход управлялся Новгородскими митрополитами и назывался «Долматовской горы Георгиевский погост». При первопрестольном же архиепископе Афанасии он стал именоваться «Пуйской волости Знаменский приход», по устроенной в нем в 1679 г. Знаменской церкви; в позднейшее время по главному храму он стал снова называться Георгиевским, а от расположения реки Пуи «Пуйским» (1761 г.)
Церквей в приходе две: первая – во имя св. великомученика Георгия и вторая – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Обе деревянные, пятиглавые, обшиты тесом, окрашены и утверждены на каменном фундаменте. Первая имеет вид корабля, а вторая – продолговатого квадрата. Первая церковь во имя св. великомученика Георгия была, как сказано выше, в 1624 г., но когда она построена и освящена и кем, об этом документов не сохранилось. Известно только, что она существовала до 1867 г. и за этот продолжительный период была несколько раз освящена, а именно: 27 ноября 1709 г. по перенесении здания на новое место, 11 октября 1787 г. протоиереем Шенкурского собора Иоанном Розовым по случаю переустройства ее, и 29 сентября 1829 г. после исправления полов священником Ровдинского прихода Василием Петровским. С 1867 по 1880 гг. производилось капитальное исправление этой церкви или вернее – постройка новой, освященной 25 ноября 1880 г. священником Димитрием Козьминым и существующей до настоящего времени. В трапезе сей церкви по благословению Преосвященного Ювеналия устроен придел во имя святителя Василия Великого, освященный 25 ноября 1873 г.
Вторая церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери в настоящем виде построена в 1848 г. и освящена 25 ноября того же года, вместо разобранной за ветхостью деревянной церкви в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построенной, как сказано выше, в 1679 г. При этих храмах находится отдельно от них стоящая деревянная колокольня, неизвестно когда построенная, в 1860 г. перебранная, подведенная на каменный фундамент и обшитая тесом, а в 1894 г. отремонтированная, причем купол и шпиль покрыты были железом, а стены окрашены. Здания храмов и колокольни обнесены железной решетчатой оградой, устроенной в 1881-1887 гг. На устройство ее употреблено 2171 руб., не считая расходов по доставке камня за 25 верст. Утварию, ризницею, богослужебными книгами церкви снабжены достаточно. Средствами содержания их служат кружечно-кошельковый сбор, прибыль от продажи свеч и проценты с капитала в 250 р.
Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Во владении их находится 20 десятин земли (3 дес. 161 саж. неудобной). Вследствие неполной нарезки земли причт получает с прихожан ругу рожью по 30 фунтов с ревизской души и за требоисправления до 180 руб. Кроме того, с половины 1894 г., по случаю отделения от описываемого прихода 5 деревень в самостоятельный – Тимоневский приход, назначено жалование священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Причт пользуется тремя общественными домами, устроенными: священнический в 1861 г., диаконский в 1889 г. и псаломнический в 1840 г.
В приходе имеются: 1) приходское попечительство, открытое в 1881 г.; 2) церковно-приходская школа, открытая в 1881 г. В 1885 г. она удостоилась Высочайшего соизволения на наименование ее Владимирской – в честь Великого князя Владимира Александровича, посетившего в том году наш северный край. Содержится она на средства общества, коим ежегодно ассигнуется 200 р. (150 р. учителю, 25 р. на учебные пособия, 20 р. на служителя и 5 р. на освещение) и помещается в общественном доме. Законоучителем состоит местный священник безвозмездно, учительницей – девица Евстолия Виссарионовна Ратинская, кончившая курсы в Епархиальном женском училище, и учителем пения – псаломщик безвозмездно. Учащихся к 1 января 1895 г. было мальчиков 47 и 9 девочек; 3) школа грамоты, открытая 17 октября 1892 г., помещается в церковной трапезе. Учителем ее состоит местный диакон безвозмездно. Учащихся к 1 января 1895 г. состояло 4 мальчика; 4) деревянная часовня во имя святителя и чудотворца Николая в 12 верстах от приходских на р. Шидрове и называется Шидровскою. Когда и кем она устроена, за давностью неизвестно. Икона Николая Чудотворца в ней, по преданию, явленная.
Со времени образования прихода священниками состояли:
1) Афанасий Федоров, упоминаемый по документам в 1624 г.;
2) Максим Варламов Молчанов;
3) Михаил Максимов (с 1636-1676 гг.);
4) Антоний Михайлов Молчанов (1671 г.);
5) Василий Антонов Молчанов;
6) Иоанн Васильев Молчанов;
7) Иоанн Иоаннов Молчанов;
8) Михаил Иоаннов Молчанов (с 1789-1817 гг.);
9) Иоанн Алексеев Павловский (1817 г.);
10) Иоанн Осиев Щеколдин (1820-1849 гг.);
11) Иоанн Михайлов Боголепов (1849 г.);
12) Иоанн Никитин Гурьев (1849-1856 гг.);
13) Евдиким Кириллов Терентьев (1756-1860 гг.);
14) Стефан Андреев Мефодьев (1860-1869 гг.);
15) Иосиф Иванов Глебовский (2-м свящ. на диаконском окладе, 1865-1883 гг.);
16) Андрей Александров Нахоров (1869-1870 гг.);
17) Александр Лаврентьев Бурмаким (1870-1879 гг.);
18) Николай Данилович Родимов (1879-1889 гг.)
Ныне приходским священником состоит Виталий Михайлов Черняев, 43 лет, по выходе из низшего отд. Вологодской семинарии, окончивший курс в Вологодских педагогических курсах. На службе в должности сельского учителя состоял с 23 января 1872 г. до 1 ноября 1883 г. На епархиальной службе в сане священника с 1 ноября 1883 г. до 4 мая 1889 г. в Вологодской епархии и с 4 мая 1889 г. в настоящем приходе. Диакон Василий Петров Павлов, 51 г., уволен из средн. отд. Семин., на службе в должности сельского учителя с 22 октября 1862 г., псаломщика с 5 декабря 1864 г., в сане диакона с 19 декабря 1893 г. и в настоящем приходе с 1 сентября 1894 г. Псаломщик Константин Николаев Владимиров, 66 лет, кончивший курс Шенкурского духовного училища, на службе в настоящем приходе с 15 сентября 1849 г.
Составлено местным священников Виталием Черняевым и редактировано свящ. Смирновым.
Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», стр. 68-71, 1895 г. издания.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Книга посвящается 10-летию возрождения прихода (1998 г.) и храма во имя святого Георгия Победоносца.
Если человек будет с Богом, то и Бог будет с ним
Православный храм – это место особого присутствия Бога на Земле. Все мы в той или иной степени знакомы с историей христианской и, в частности, Русской Православной Церкви. Она не была ровной и безоблачной. Церковь подвергалась всяческим гонениям. В России было разрушено огромное количество храмов, уничтожено много икон, варварски умерщвлялись священнослужители. Но сейчас люди опять ходят в храмы, приобщаются к вере, которая существует не одно тысячелетие. Традиции христианства были свято сохранены самим народом, и теперь мы видим, как все разрушенное активно восстанавливается. Долгое время бездействовал исторически древний приход села Долматово. Он существовал еще до времени образования Архангельской епархии и управлялся когда-то новгородскими митрополитами. Первая церковь во имя св. вмч. Георгия имелась еще в 1624 году. Тогда приход называли «Долматовской горы Георгиевский погост». («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1895 год).
Известно, что церковь во имя святого Георгия Победоносца существовала вплоть до 1867 года. Она несколько раз была перестроена и освящена. Впоследствии имелись два здания церкви: летнее и зимнее, а также рядом отдельно стоящая колокольня. После революции 1917 года зимняя церковь была разобрана, а в летней был устроен клуб, который впоследствии сгорел.
Воссоздание прихода села Долматово началось в 1998 году. С благословения благочинного Вельского благочиннического округа о. Валентина Таразевича был начат поиск исторических материалов о приходе, составлен список верующих людей, желающих создать православный приход и открыть молельный дом. Откликнувшись на просьбу новообразованной общины, администрация села предоставила под церковь в безвозмездную аренду здание бывшего сельсовета. 22 апреля 1999 года был избран приходской совет. Председателем его избрали В.А. Махину, заместителем – Т.П. Баграмян, казначеем – Т.П. Рябову. Так началось восстановление прихода. На его обустройство население жертвовало иконы, утварь, деньги, дрова и прочее. На сбор пожертвований люди откликались в каждом доме этого большого села.
Русская церковь во все времена была неотделима от судьбы народа и вместе с ним переживала все страдания, выпавшие на его долю. Возрождение храмов – тоже процесс мучительный и долгий.
Шли годы, росла и крепла община возрождаемого храма во имя Георгия Победоносца, не прерывались ее связи с Вельским Свято-Успенским храмом. В январе 2000 года приход был официально зарегистрирован. В ноябре 2001 года по благословению Владыки Архангельского и Холмогорского преосвященнейшего Тихона настоятелем прихода был назначен иерей Анатолий Быков. Православный приход с. Долматово собрал вокруг себя верующих из многих населенных пунктов района: пос. Тегро-Озеро, с. Липовка, д. Андричево, пос. Великое, пос. Тимонино, пос. Пасьва, с. Игнатовка, с. Попонаволок. Даже из соседнего Шенкурского района люди приезжали сюда молиться. Восстановительные работы в здании храма и снаружи продолжались. Большой вклад в восстановление церкви и прихода денежными пожертвованиями, стройматериалами, а также своим безвозмездным трудом внесли жители села Долматово и округи: В.А. Махина, Т.П. Рябова, Т.П. Баграмян, Л.В. Смолина, Т.В. Смолина, Т.В. Кротова, Л.А. Шевчук, В.И. Павлинов, Н.Ф. Махин, Г.К. Касыева, Н.С. Клыков, Н.Л. Клыкова, В.И. Орлов, А.А. Бураков, Е.В. Рябова, М.С. Шаманина и многие другие. Общественная организация «Важский край» (г. Вельск) выделила средства на текущий ремонт внутренних помещений.
Кроме пожертвований самих прихожан, материальная помощь поступала от районной власти. 12 тысяч рублей выделила администрация района (глава Н.И. Веревкин). Приход принял участие в областном конкурсе Территориального Общественного Самоуправления и защитил проект «Духовное возрождение села», в 2004 году проект возрождения храма был профинансирован на 27500 рублей. Не стояли в стороне местные предприниматели, особенно помогали деньгами и стройматериалами А.А. Молчанов и А.А. Шичев. Не отказывали приходу в помощи глава СПК колхоз «Долматовский» Ф.Ф. Багиров, директор ОАО «Тегринский леспромхоз» М.П. Карышев, председатель совета Пуйского сельпо М.А. Шестакова. Помощь в приобретении кровельного железа оказала депутат областного Собрания депутатов Н.И. Павловская.
О. Анатолий рукоположен в священный сан 9 мая 1994 года. В Вельском районе несет послушание с 2001 года. В 2007 году по благословению Владыки Тихона он был переведен клириком в Свято-Успенский храм г. Вельска, продолжая оставаться настоятелем прихода с. Долматово. Отец Анатолий уделяет прихожанам много внимания, исполняет все требы и проводит здесь богослужения, часто вместе с другими священниками из соседних приходов. С его благословения в храме создан клирос, налажена работа церковной лавки, издается газета «Свеча». Создана вокальная группа, которая исполняет православные песни и выступает в близлежащих приходах. Неоднократно здесь проводил службы благочинный Вельского благочиннического округа, настоятель Свято-Успенского храма г. Вельска протоиерей Михаил Ходунов.
Председатель приходского совета В.А. Махина
Валентина Александровна Махина родилась 18 июня 1943 года в с. Ровдино Шенкурского района. Закончила Каргопольское педагогическое училище.
Долматово – родное село отца Валентины Александровны. Здесь она живет. Работала воспитателем и заведующей детским садом. С 1998 года благодаря ее энтузиазму начались активные работы по возрождению храма в селе Долматово.
6 мая 2007 года она награждена Почетной грамотой епископа Архангельского и Холмогорского преосвященнейшего Тихона в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви.
Приходской совет и его председатель В.А. Махина, начав дело воссоздания храма, ни на один день не прекращают своего попечения о нем. И сбор пожертвований, и организация богослужений, и праздники в храме – все это их подвижничество во имя общего дела. Церковь всегда была умиротворяющей и объединяющей силой в обществе. Пример возрождения прихода в селе Долматово сам по себе является историческим опытом народного сплочения. То, что храм воссоздан практически с нуля, – большое счастье для всех жителей этого села.
На окончание внешнего обустройства храма потребовалось значительно больше средств, чем предполагалось ранее. На просьбу общины о содействии в 2006-2007 годах откликнулись люди, неравнодушные к православной вере и сумевшие действительно оказать очень значительную материальную поддержку.
Это, в первую очередь, начальник районного управления сельского хозяйства В.В. Морозов, который внес значительный личный денежный вклад, а также организовал сбор пожертвований на покупку колоколов для храмов села Долматово и села Судрома, помог найти рабочих для ремонта крыши, откликался на все просьбы прихожан о помощи в больших и малых делах. Активно содействовали восстановительным работам учредители-инвесторы ООО «Вельская птицефабрика» А.Ф. Иванов и А.В. Комарницкий, директор птицефабрики Л.В. Стрелова, председатель СПК колхоз «Долматовский» Ф.Ф. Багиров, предприниматели А.А. Молчанов, А.А. Шичев, Г.К. Касыева, мастер по металлу В.И. Павлинов, предприниматель из Вельска Г.А. Мурыгин.
Благодарственный молебен
14 сентября считается по церковному календарю началом индикта или новолетия (нового года). Этот день в храме прихода села Долматово отметили благодарственным молебном в честь благотворителей.
Восстановительные работы подошли к концу. Сделано новое покрытие крыши, а само здание сияет яркой краской. Приобретены колокола, сооружается звонница. Благотворители радуются восстановлению храма не менее чем прихожане. Ведь вся работа проделана для людей, и своевременно оказанная помощь нашла у них благодарный отклик. Как мудро заметил святитель Иоанн Златоуст, Богу не нужны наши благодарения, нам самим необходимы Божьи благодеяния. Тем, кто прославляет Бога, он обыкновенно подает еще более обильные благословения. И, если мы будем воздавать честь Богу, то этим доставим честь самим себе.
Во время благодарственного молебна о. Анатолий вручил каждому из благотворителей икону св. Георгия Победоносца в благословение за попечение о храме. Дарственную икону за активное содействие и радение делу воссоздания храма получила также журналист районной газеты «Вельские вести» В.А. Занина. Икона всегда несет несравненную радость, передающуюся человеку, помогая ему одновременно постичь великую тайну этой высшей радости.
Приход села Долматово восстановлен. Его община активно участвует в церковной жизни. Проводится большая работа по духовному воспитанию прихожан, детские утренники к Рождеству, Крещению, Пасхе и престольному празднику. Проводятся молебны и литургии. Прихожане общины совершают паломничества по святым местам: 2003-2004 гг. – Сийский монастырь, 2005 г. – Черевково – Красноборск – Великий Устюг – Христофорова Пустынь, 2008 г. – Красноборск – Туровец – Великий Устюг – Коряжма – Христофорова Пустынь. Прихожане: В.А. Махина, С.И. Горбунова и Г.Н. Суетина – в июне 2008 г. участвовали в Великорецком крестном ходе (из г. Кирова на реку Великая).
В церкви организовано ежедневное дежурство, читаются акафисты и каноны.
В храм во имя вмч. Георгия Победоносца приходят люди. Они молятся сегодня за мир и благополучие своей земли, за здоровье своих близких, за успехи в сельском труде. И, ставя свечу перед его иконой, прихожане не только доверяют ей свою боль или радость, но и отдают свою жизнь под защиту прекрасного юноши на белом коне – Святого великомученика Георгия Победоносца.
Под звездой Богородицы
В апреле 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго по Московскому тракту прошел Крестный ход в честь Державной иконы Божией Матери. Он проводился в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», которая была посвящена важнейшему историческому событию – восстановлению единства Русской Православной Церкви. Крестный ход способствовал молитвенному единению православных верующих. Святые кресты и иконы, пронесенные по всей стране, освятили Русскую землю. Участники Крестного хода вышли из шести городов нашего Отечества (в том числе и из Архангельска), а также из двух центров вселенского православия – Иерусалима и Афона. Восемь крестных ходов символизировали собой лучи Восьмиконечной Звезды Богородицы.
В Архангельской епархии, по благословению Преосвященнейшего владыки Тихона, сроки для Крестного хода были установлены со 2 по 29 апреля 2008 года по маршруту: Архангельск – Емецк – Вельск. Паломники преодолели 543 километра.
В село Долматово Крестный ход вошел 21 апреля. Икону «Державная» и все святыни внесли в храм, положили для поклонения и соборно помолились. Величественный лик Богородицы излучал благодать и силу. Икону восприняли со слезами радости. На молебен собралось много людей, и еще долго не покидало всех ощущение необычности и незабываемости происходящего.
На следующий день, 22 апреля, состоялась встреча Крестного хода на границе Вельского и Шенкурского районов. Благочинный Вельского благочиннического округа протоиерей Михаил Ходунов отслужил молебен. Прихожане храма Т.П. Рябова, Л.А. Шевчук, Г.Н. Суетина, Л.В. Смолина, Е.В. Рябова, Т.В. Смолина, Н.Д. Трясова, Т.В. Кротова, В.А. Махина, Е. Буракова, семья Поповых и другие прошли с Крестным ходом до развилки дорог. Крестный ход был покаянный, а в покаянии наше спасение. Этот Крестный ход не зря назывался лучом. Он прошел, освящая земли, города, людей, заходил во все храмы, чтобы Россия покаялась.
Священномученик Николай Родимов
Один из самых видных клириков Архангельской и Холмогорской епархии. Прославлен за мученический подвиг, совершенный во имя Христа. Родился в Онежском уезде Архангельской губернии 9 марта 1856 года. Закончил Архангельскую духовную семинарию, по окончании которой был надзирателем Архангельского духовного училища. Позднее он был рукоположен в священный сан и определен для несения пастырского служения (1880-1889 гг.) на приход села Пуя Шенкурского уезда, куда входило и село Долматово. В 1896 году отец Николай утверждается в должности духовника Архангельской духовной семинарии. Последующее его служение продолжалось в клире Свято-Троицкого Кузнечевского храма г. Архангельска. В 1908 году он был возведен в сан протоиерея и до самого закрытия церкви пробыл настоятелем Свято-Троицкого храма. Уже во время первой мировой войны по указу Архангельской Духовной консистории отец Николай был назначен духовником городского духовенства.
Его крестный путь начался с 21 сентября 1920 года, когда он был арестован по постановлению Архгубчека и приговорен к двум годам лагерей за «антисоветскую агитацию». Впоследствии, 11 декабря 1937 года его расстреляли за «контрреволюционную агитацию» против выборов в Верховный Совет.
6 октября 2006 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о канонизации протоиерея Николая Родимова, последнего настоятеля Свято-Троицкого Кузнечевского храма г. Архангельска. Прихожане Пуйского прихода вместе со всеми братьями и сестрами во Христе в Архангельской епархии чтят память своего земляка, священника Николая Родимова.
Автор: Валентина Занина
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++